Характеристики жидкостей для автоматических трансмиссий

Жидкость, которая используется в автоматической трансмиссии, эксплуатируется в агрессивных условиях. Внутреннее трение, высокая скорость движения в гидротрансформаторе, интенсивная аэрация, электрохимические пары — всё это требует от ATF (Automatic Transmission Fluid) особых свойств и характеристик.

Для бесперебойной работы агрегата необходимо, чтобы жидкость одновременно выполняла несколько операций:

  • защита от коррозии и износа;
  • смазывание;
  • охлаждение;
  • обеспечение фрикционного сцепления при передаче крутящего момента.

Кроме этого, следует учесть высокую температуру эксплуатации, которая в картере АКПП составляет около 90°C, а в летнее время при усиленном движении может достигать 150°C. И при всех этих нагрузках техническая жидкость должна не только защищать поверхности трения, но и обеспечивать высокий КПД работы автоматической трансмиссии.

Отличительные характеристики жидкостей для автоматических трансмиссий

Современные жидкости для АКПП обладают антикоррозионными, противопенными, антиокислительными, противоизносными и антифрикционными свойствами. Они имеют высокий коэффициент вязкости, низкую температуру застывания и хорошие смазывающие способности. Жидкости термостабильны, нейтральны к сальникам и повышают срок службы деталей АКПП.

Усреднённые типовые характеристики высококачественных ATF выглядят таким образом:

  1. Индекс вязкости — 169–215.
  2. Плотность — от 0,840 до 0,866 кг/л.
  3. Температура вспышки — от 161 до 215°C.
  4. Вязкость при 100°C — 7,2-7,7 cSt.
  5. Вязкость при 40°C — 33-37,3 cSt.
  6. Температура застывания — от -42 до -48°C.

Виды жидкостей для АКПП

Автопромышленность выпускает сегодня полностью синтетические, полусинтетические и минеральные жидкости для АКПП. Крупнейшие производители разработали отдельные спецификации с учётом особых эксплуатационных требований. У корпорации General Motors это Dexron (II, III, IV), концерн Ford использует Mercon и т. д.

Жидкости на минеральной основе содержат специальные модификаторы трения и активно используются для грузовиков, автобусов, легковых автомобилей. Полусинтетика может успешно применяться как для новых (год изготовления после 1995 года), так и для старых гидромеханических трансмиссий. Универсальные марки синтетических жидкостей отлично подходят для АКПП самых разных производителей, включая коробки вариаторного типа.